Стайн Гертруда (Stein) (1874-1946), американская писательница, теоретик литературы. Модернист. Формально-экспериментальная проза («Становление американцев», 1906-08, издание 1925) в русле литературы «потока сознания». Автобиографическая книга «Автобиография Алисы Б. Токлас» (1933). В экспериментаторских пьесах применена техника примитивизма. Оказала влияние на ряд американских писателей (Ш. Андерсон, Э. Хемингуэй).
* * *
СТАЙН Гертруда - СТАЙН (Stein) Гертруда (3 февраля 1874, Аллегейни, шт. Пенсильвания - 27 июля 1946, Париж), американская писательница, теоретик литературы.
Родилась в семье богатого коммерсанта Дэниэла Стайна и Амалии Стайн, младшая из пятерых детей. В 8 лет Гертруда впервые попробовала писать. В 1888 умерла мать, а в 1891 - отец будущей писательницы. В 1892 Гертруда переехала в Балтимор, где жила у своих родственников. В 1883 поступила в Рэдклифский колледж (Кембридж, шт. Массачусетс), где изучала психологию у выдающегося психолога Уильяма Джеймса (см. ДЖЕЙМС Уильям), а с 1894 работала в Гарвардской психологической лаборатории. С 1897 изучала медицину в университете Джонса Хопкинса при Балтиморском университете. В 1903 в Нью-Йорке Стайн написала первый роман «Q.E.D» о своем первом лесбийском опыте - книга была опубликована уже после смерти писательницы в 1950. В 1903 Гертруда и ее старший брат Лео (критик, искусствовед, писатель) переехали в Париж и поселились в ставшей впоследствии знаменитой квартире на Рю де Флерюс. В 1907 писательница познакомилась и начала жить в «гражданском браке» с Элис Б. Токлас - своей бессменной подругой, помощницей и любовницей.
Квартира Стайн стала центром парижской литературной жизни, постоянными посетителями ее салона были выдающиеся писатели Ф. С. Фицджеральд (см. ФИЦДЖЕРАЛЬД Фрэнсис Скотт), Э. Хемингуэй (см. ХЕМИНГУЭЙ Эрнест), Ш. Андерсон (см. АНДЕРСОН Шервуд), Э. Паунд (см. ПАУНД Эзра Лумис) и др. Однажды в разговоре с Хемингуэем Стайн произнесла знаменитые слова: «Все вы - потерянное поколение», дав таким образом определение плеяде писателей, творивших после Первой мировой войны. Писательница дружила с художниками Пабло Пикассо (см. ПИКАССО Пабло) и Анри Матиссом (см. МАТИСС Анри), работы которых значительно повлияли на ее собственное творчество.
В своих книгах Гертруда Стайн пыталась экспериментировать с формой и стремилась к «литературному абстракционизму». Ее дебютом стала повесть «Три жизни» («Three Lives», 1910) - несвязанные сюжетно истории трех женщин, рассказанные нарочито простым, лишенным эмоций языком. Следующая книга «Становление американцев» («The Making of Americans»), изданная только в 1924, - монументальный психологический роман, семейная хроника нескольких поколений. Книга «Нежные кнопки» («Tender Buttons», 1914), представляющая собой серию словесных портретов и зарисовок, стала попыткой воплотить в литературе приемы живописи.
Во время Первой мировой войны Стайн и ее подруга Алиса Б. Токлас работали в Американском фонде помощи французским раненым. В 1933 была издана книга Стайн «Автобиография Элис Б. Токлас» («The Autobiography of Alice B.Toklas»), по сути собственная автобиография, написанная от лица подруги. Эта книга мгновенно прославила писательницу, которая приобрела репутацию выдающегося, хотя и сложного автора. В 1934 в Нью-Йорке с успехом была поставлена опера по пьесе Стайн «Четверо святых в трех актах» («Four Saints in Three Acts»), музыку к которой написал американский композитор Вирджил Томсон. В эти годы писательница совершила турне по Соединенным Штатам, объездив со своими знаменитыми лекциями более 40 городов.
Во время Второй мировой войны Стайн жила в городах Билиньен и Кюлоз. В этот период были написаны «Войны, которые я видела» («Wars I Have Seen») и пьеса «Очень молодой человек говорит «да» («Yes Is For A Very Young Man»). По возвращении в Париж писательница активно общалась с американскими солдатами, прошедшими войну, и написала о них книгу «Брюси и Уилли» («Brewsie and Willie»).
Гертруда Стайн умерла в больнице во время операции по удалению опухоли.
В историю литературы Стайн вошла не столько из-за своего творческого наследия, сколько благодаря сильному личному влиянию на писателей 20 в. изобретению своеобразной эстетики и распространению идей, которые впоследствии были реализованы авторами «потерянного поколения» (см. ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ) и философии абсурда.